За окошком дождик, но это не беда
Берег Вишневой столицы
В гостях у сказки
Историко-этнографический музей в гостях в оздоровительном...
Пришло время выпускникам проститься с детством!
Онлайн экскурсия в центр безопасности г.Новополоцка
Открывает свои двери пришкольный оздоровительный лагерь...
За окошком дождик, но это не беда ... Читать далее...
Берег Вишневой столицы ... Читать далее...
В гостях у сказки ... Читать далее...
И познавательно, и интересно ... Читать далее...
Пришло время выпускникам проститься с детством! ... Читать далее...
Онлайн экскурсия в центр безопасности г.Новополоцка ... Читать далее...
Открывает свои двери пришкольный оздоровительный лагерь «Планета детства» ... Читать далее...

Дошка гонару

  • ЕрмаковІч Вікторыя
    ЕрмаковІч Вікторыя

    5 клас

  • Шарабайка Кацярына
    Шарабайка Кацярына

    5 клас

  • Паляніна Васіліса
    Паляніна Васіліса

    8 клас

  • Шурпік Аляксей
    Шурпік Аляксей

    9 клас

  • Будзіч Валерыя
    Будзіч Валерыя

    9 клас

  • Мішута Лізавета
    Мішута Лізавета

    10 клас

  • Квач Настасся
    Квач Настасся

    7 клас

  • Дайлідзёнак Марыя
    Дайлідзёнак Марыя

    8 клас

Наши активисты

  • Павара Ігнат
    Павара Ігнат

    4 клас

  • Міхадзёнак Дзяніс
    Міхадзёнак Дзяніс

    4 клас

  • Паўлава Вераніка
    Паўлава Вераніка

    4 клас

  • Хахель Марыя
    Хахель Марыя

    4 клас

  • Харэвіч Ева
    Харэвіч Ева

    5 клас

Логотип_105.jpg

kudapostupat

banners 6

kudapostupat

kudapostupat

kudapostupat

portal

ministerstvo

Glub

mir pravo

rooglub2018-09

znai.by

mchs

brsm

brpo

pravo by

Мы  оказываем информационную помощь людям в трудной жизненной ситуации

 

Как уберечь ребенка от сексуального насилия

(памятка родителям)

Предлагаем несколько советов, которые помогут уберечь вашего ребенка от опасности.

Расскажите детям об их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами.

ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим.

Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.

Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 22.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.

Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.

Если относительно какого-то незнакомца у ребенка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут. По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.

Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.

Особое внимание ребенок должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.

В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.

НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.

ЗНАЙТЕ, что дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.

НЕРЕДКО преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).

Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники нарушали их половую неприкосновенность.

Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

Что делать, если страшное уже произошло?

Даже если сексуальное нападение не закончилось изнасилованием, ребенок переживает психологический шок. В этой ситуации ему, как никогда, нужны ваши помощь, любовь, понимание и такт.

Зачастую малыш не сразу рассказывает о случившемся с ним, испытывая страх, позор и стыд. Однако если вы будете внимательны, то можете заметить физические признаки сексуального надругательства: изменившаяся походка, необычная поза при сидении, плохое самочувствие ребенка из-за болей в половых органах, синяки на теле, частое принятие ванны (попытка «очиститься», смыть «грязь»), частое мочеиспускание, плохой аппетит.

Происшедшее отражается на психическом состоянии и поведении ребенка: он угнетен, стал беспокойно спать, его мучают ночные кошмары, появились новые или усилились старые страхи, часто плачет, стал отчужденным или, наоборот, проявляет чрезмерную привязанность.

В сложившейся ситуации важно вывести малыша на откровенный разговор. Если он получит возможность рассказать о том, что случилось, это поможет ему, по мнению психологов, мягче пережить стресс. Вызывая ребенка на разговор, можно сказать следующее: «Я вижу, что тебе очень плохо, чувствую, как тебе тяжело. Я понимаю, что ты не пускаешь меня к своей беде, потому что хочешь уберечь меня, хочешь сам выстоять в трудное для тебя время и поэтому отгородился от меня стеной. Разреши мне тебе помочь».

Следует знать, что первые месяцы наиболее тяжелые для ребенка и малейшее воспоминание может вызвать истерику. В этот момент главное — дать ему почувствовать, как сильно вы его любите, как он вам близок и дорог.

Не показывайте ребенку своих переживаний по поводу того, что произошло. В разговоре не употребляйте выражений типа «как это грязно», «как отвратительно» и т. д. Это может вызвать у ребенка чувство вины за то, в чем он абсолютно не виноват.

Постарайтесь сохранить происшедшее в тайне от соседей, знакомых, приятелей ребенка, так как любое неосторожное слово или даже жалость с их стороны ухудшат ситуацию. И уж тем более не обсуждайте то, что произошло, при ребенке. Ему нужно, чтобы окружающие принимали его таким, как и раньше. Он не должен чувствовать себя «белой вороной», ловить сочувственные взгляды и слышать перешептывания за спиной.

Следует отдавать себе отчет, что забыть о пережитом малыш не сможет никогда. Тем не менее, эпизод насилия постепенно будет стираться из его памяти. Будьте готовы к тому, что еще несколько месяцев ребенок будет находиться в депрессивном состоянии. Ваша задача — поддержать его.

Обязательно обратитесь за помощью в милицию. Ваши показания помогут найти преступника. Он должен быть наказан за надругательство над вашим ребенком, кроме того, вы защитите от насилия других детей, а возможно, и сохраните им жизнь.

Памятка

Как распознать насилие в семье: признаки насилия

1. Физические признаки:

  • плохое состояние  физического и психического здоровья;
  • синяки, ссадины, повреждения мягких тканей и опорно-двигательного аппарата;
  • следы укусов необычной формы на теле;
  • несоблюдение правил личной гигиены;
  • потеря массы тела, обезвоживание;
  • наличие выкидышей, мертворожденных  детей, преждевременных родов, дефицит массы тела у новорожденных.

2. Экономические признаки:

  • недостаточная возможность / отсутствие возможности распоряжаться семейным бюджетом и собственными деньгами;
  • отказ от работы / образования или работа на определенной должности под давлением мужчины;
  • работа, обусловленная необходимостью содержать мужа, который в то же время контролирует или забирает все финансы в семье;
  • одежда и обувь, не соответствующие сезонным и погодным условиям, или визуальные признаки сильной изношенности, что не соответствует  реальным финансовым возможностям семьи;
  • недоедание;
  • наличие жилищных проблем.

3Сексуальные признаки:

  • нарушение сексуальности (сексологические и сексопатологические симптомы);
  • травмы и повреждения половых органов;
  • наличие болезней, передающихся половым путем;
  • наличие выкидышей, мертворожденных  детей, преждевременных родов, дефицит массы тела у новорожденных.

4. Психологические признаки:

  • несоответствие полученных повреждений объяснениям женщины;
  • истории о посещении врачей, которые не соответствуют действительности, недостаточное лечение или невыполнение врачебных предписаний, что объясняется «отсутствием времени», «незначимостью болезни» и т.п., самолечение неадекватное заболеванию;
  • откладывание посещения психолога / психотерапевта или отказ от психологической и иной помощи, направленной на прояснение и коррекцию ситуации;
  • страхи, немотивированная тревога, безынициативность, нерешительность, чувство беспомощности;
  • депрессия, навязчивые мысли и действия (например, навязчивое расчесывание одной и той же пряди волос, раскачивание на кресле и т.п.);
  • чрезмерное возбуждение, бессонница, сонливость, замедленность речи и движений (это часто воспринимается женщиной как признак лени и вызывает чувство вины);
  • утрата социальных контактов с родственниками и друзьями, острое чувство одиночества и изолированности;
  • избегание прямого взгляда в глаза собеседнику, «приниженность» в поведении и положении тела (опущенные плечи, сутулость, опущенная голова и т.д.);
  • суицидальные намерения, угрозы лишения себя жизни;
  • чувство вины за полученные физические повреждения;
  • неспособность адекватно оценивать собственное будущее, свои поступки и действия других людей, сочетание подозрительности с чрезмерной доверчивостью.

Таким образом, наличие даже нескольких рассмотренных признаков должно насторожить, поскольку является непосредственным признаком наличия хронической психотравмирующей ситуации в жизни женщины.

Памятка для родителей о половой неприкосновенности ребенка

ЭТА ПАМЯТКА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ТЕХ, КТО:
НЕ ХОЧЕТ, чтобы его ребенок стал жертвой преступления; ГОТОВ совместно с правоохранительными органами добиваться заслуженного наказания за совершение преступлений в отношении жизни и половой неприкосновенности детей и подростков.

Почему именно дети становятся жертвами преступлений?

 Потому что дети доверчивы и беспечны! А преступник может подобрать нужный ключик к любому ребенку.

Избежать насилия можно, но для этого необходимо:

  • объяснить ребенку правила поведения, когда он остается один на улице либо дома;
  • если у ребенка появилось хотя бы малейшее сомнение в человеке, который находится рядом, или его что-то насторожило, то лучше отойти от него либо остановиться и пропустить этого человека вперед;
  • стать для ребенка другом, с которым он может поделиться своими переживаниями;
  • серьезно воспринять рассказ о совершенном в отношении него насилии со стороны знакомых, родственников;
  • поддерживать отношения с друзьями детей и их родителями;
  • не отпускать ребенка на улицу одного (когда ребенок гуляет с друзьями, возможность совершения преступления снижается);
  • знать, какие передачи ребенок смотрит по телевизору, на какие сайты в Интернете чаще всего заходит, для того чтобы исключить просмотр фильмов сексуальными сценами и сценами насилия, исключить возможность общения Вашего ребенка с педофилом через Интернет;
  • обязательно контролировать время, которое ребенок проводит в Интернете, будьте в курсе, с кем Ваш ребенок контактирует в сети.

БУДЬ ВСЕГДА НАЧЕКУ!!!
Соблюдая правила безопасности, Ваш ребенок сможет избежать подстерегающей его опасности, принять правильное решение в сложной ситуации. Для этого Вашему ребенку нужно навсегда усвоить

Правило пяти “нельзя”:

  • Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.
  • Нельзя заходить с ними вместе в подъезд и лифт.
  • Нельзя садиться в чужую машину.
  • Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти к ним домой.
  • Нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.

А если незнакомец просто просит показать нужную улицу или поднести сумку, проводить до магазина, кинотеатра и т.д.?

Ответ один — НЕТ!
Объясни, как пройти до интересующей улицы, и ни в коем случае нельзя поддаваться на уговоры проводить. И даже если незнакомец говорит, что он знакомый твоих родителей, а ты его никогда не видел, нельзя никуда идти с ним.

Ты должен всегда отвечать «НЕТ!»:

  • Если тебе предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.
  • Если за тобой в учреждение образования или детский сад пришел посторонний, а родители не предупреждали об этом заранее.
  • Если в отсутствие родителей пришел незнакомый (малознакомый) человек и просит впустить его в квартиру.
  • Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с тобой время.

Ненужные разговоры с посторонними
Очень часто преступники пользуются доверчивостью детей. Предлагают подвезти до дома или посмотреть животное, поиграть в любимую игру, сходить в магазин за конфетами, мороженым и т.д

Ребенок не должен разговаривать с незнакомцем и ни в коем случае не соглашаться на предложение незнакомца. Информацию до ребенка необходимо доводить постепенно, можно в форме игры. Объясните ребенку, что преступником не всегда является взрослый человек, им может быть и подросток (знакомый, одноклассник). Любой насильник умеет войти в доверие, т.к. превращается в доброго, ласкового и понимающего.

Поэтому наш совет:
На все уговоры пойти куда-нибудь в уединенное место (строящиеся здание, подвал или квартиру), чтобы посмотреть что-то или поиграть, надо ответить «НЕТ!», даже если очень интересно. Но как быть, если взрослый очень настойчив?
Если он говорит тебе: «Я думал, что ты уже большой, а тебе, оказывается, мама не разрешает!»,
Ответ один – «НЕТ»!
Придя домой, надо обязательно рассказать родителям об этом человеке.
Чтобы не стать жертвой насильника нужно:

  • Если тебя спрашивают, как найти улицу, объясни, как дойти, но ни в коем случае не провожай.
  • Если тебя пытаются уговорить, отвечай, что тебе надо пойти домой и предупредить родителей, рассказать им, куда и с кем отправляешься.
  • Если незнакомец предлагает тебе посмотреть что-то или помочь донести сумку, обещая заплатить, отвечай «Нет!».
  • Если тебе предложили сниматься в кино или участвовать в конкурсе красоты, не соглашайся сразу, а спроси, когда и куда можно подойти вместе с родителями, либо попроси оставить телефон, чтобы с предлагающим услуги могли связаться взрослые.
  • Если рядом с тобой остановилась машина, как можно дальше отойди от нее (могут силой усадить в машину и увезти) и ни в коем случае не разговаривай людьми в машине, а тем более не соглашайся сесть в машину.
  • Если человек не отстает от тебя, постарайся выйти к проезжей части и подойти к людям, ни в коем случае не заходи в тихие дворы, а тем более – в чужие подъезды. Если у тебя с собой сотовый телефон, позвони родителям или знакомым, громко скажи, где ты находишься, и попроси встретить.

САМЫЕ опасные места, где можно стать жертвой:

ПОДЪЕЗД!
Подходя к дому, обрати внимание, не идет ли за тобой кто-либо следом.
Если кто-то идет – не подходи к подъезду. Погуляй на улице 15-20 минут, а, если незнакомец не уходит, то можно поступить следующим образом:
— если в подъезде имеется домофон, либо у тебя с собой есть сотовый телефон, позвони и попроси родителей выйти и забрать тебя с улицы, при этом рассказав причины твоего волнения.
— если незнакомый мужчина уже находится в подъезде, в подъезд не заходи, а если вошел, то сразу же выйди на улицу и дождись, когда в подъезд войдет кто-то из взрослых жильцов дома.
Не выходи из квартиры на лестницу в позднее время. Мусор лучше выносить утром.
При внезапном нападении защищайся любым способом, а при первой возможности убегай, громко кричи и зови на помощь.

ЛИФТ!
Входи в лифт, только убедившись, что на площадке нет постороннего, который вслед за тобой зайдет в кабину.
Если в вызванном лифте уже находится незнакомый человек, не входи в кабину.
Если все-таки незнакомец зашел в лифт, то не стой к нему спиной и наблюдай за его действиями, спроси, на какой ему этаж, после ответа скажи, что тебе выходить гораздо раньше, и постарайся нажать на кнопку вызова второго этажа.
Если двери лифта открылись, выскочи на площадку, позови жильцов дома на помощь (не бойся выглядеть глупо, если ты ошибся).
Если вырваться не удалось, надо действовать по обстоятельствам.
Если насильник зажимает тебе рот и снимает одежду, не угрожай, не плачь, сохраняй спокойствие, разговаривай с насильником, постарайся как можно подробнее запомнить его внешность, одежду, манеру разговаривать.
Если можешь — защищайся любыми способами, если представилась возможность бежать, не собирай вещи, убегай, в чем есть.
Оказавшись в безопасности, немедленно расскажи о случившемся родителям и позвони в милицию, сообщи, что произошло, точный адрес, а также приметы и направление, куда ушел нападавший.

ЧУЖАЯ МАШИНА!
Машина – это не только средство передвижения, она также может стать орудием преступника. Надо четко знать, что садиться в чужую машину нельзя, даже если за рулем или в салоне сидит женщина.
Чтобы не стать жертвой, оказавшись в чужом автомобиле, надо выполнять Правила поведения в автомобиле:
Постарайся не добираться на попутной машине, лучше воспользоваться услугами такси, попроси сопровождающих записать номер машины, марку, фамилию водителя и сообщи об этом родителям.
Если у тебя есть сотовый телефон, постарайся постоянно разговаривать с родственниками (знакомыми) и сообщать маршрут передвижения. Если водитель начал проявлять сексуальный интерес, попроси остановиться. Если это требование не выполнено и машина не остановлена, открой дверь или постарайся разбить окно, то есть сделай все (если ты находишься на переднем сиденье, то постарайся схватиться за руль и повернуть его), чтобы привлечь к машине внимание других водителей либо внимание сотрудника милиции, если перекресток патрулируется.
Не соглашайся на предложение водителя взять попутчиков, а если он настаивает, попроси проехать чуть дальше и выйди из машины. Не садись в «тонированную» машину, а также в машину, в которой уже сидят пассажиры.

УЛИЦА!
На улице даже днем детей подстерегает множество опасностей. Вот что надо делать, если к тебе пристает незнакомец:

  • Не жди, когда тебя схватят, убегай в сторону, где много людей.
  • Если можешь, брось что-нибудь в лицо нападающему (например, портфель, мешок с обувью или просто горсть мелочи), чтобы на некоторое время привести его в замешательство и отвлечь.
  • Если тебе зажимают рот рукой, укуси за руку.
  • Используй любые подсобные средства: ручку, расческу или ключи (вонзи в лицо, ногу или руку нападающего); любой аэрозоль (направь струю в глаза); каблук (сильно топни каблуком по ноге нападающего).
  • Дерись изо всех сил, не размахивай беспорядочно руками. Надо причинить нападающему максимальную боль. Как только он ослабит хватку – убегай.

Правила поведения на улице:

  • Если приходится идти вечером в одиночку, шагай быстро и уверенно и не показывай страха; можно подойти к женщине, которая вызывает доверие, или к пожилой паре и идти рядом с ними.
  • В автобусе, трамвае, метро, электричке садись ближе к водителю или машинисту и выходи из вагона в последний момент, не показывая заранее, что следующая остановка — твоя.
  • Не голосуй на дороге и не отвечай на предложение подвезти или на просьбу показать, как проехать туда-то. Ни в коем случае не садись в машину, чтобы показать дорогу.
  • Не ходи в отдаленные и безлюдные места.
  • Иди по улице в темное время в группе, вышедшей из автобуса, метро, электрички.
  • Переходи по подземному переходу в группе.
  • Увидев впереди группу людей или пьяного, лучше перейди на другую сторону улицы или измени маршрут.
  • Если автомобиль начинает медленно двигаться рядом, перейди на другую сторону улицы.
  • Всегда предупреждай родственников о том, куда идешь, и проси их встретить в вечернее время.

Дома тоже не всегда безопасно.
Девочки-подростки, которые начинают интенсивно общаться со сверстниками, бывать в молодежных компаниях и приобретают первый опыт интимных отношений, должны быть готовы к тому, что их сочтут достаточно взрослыми для того, чтобы интимные отношения не остановились лишь на невинных поцелуях. Нужно помнить, что большинство сексуальных нападений совершается не случайными людьми, а приятелями, знакомыми и даже родственниками. Половина изнасилований происходит не в темной аллее парка или неосвещенном подъезде, а дома у жертвы или в гостях, зачастую после распития спиртных напитков в компании.
 

Отправляясь в гости к малознакомому молодому человеку или на вечеринку в большую компанию, необходимо помнить следующие правила поведения:

  • Согласие девушки пойти в ресторан расценивается как понимание, что после этого девушка готова вступить в интимную близость. Последующее сопротивление воспринимается просто как игра.
  • Если возникает неуютное чувство, не надо стесняться своей осторожности. Необходимо уйти или твердо заявить о своем отношении к ситуации, сказав решительное однозначное «Нет!».
  • С самого начала необходимо обозначить границы возможных взаимоотношений. Это главный принцип защиты от изнасилования.
  • Если давление продолжается, не бойся шума или скандала, например, на вечеринке – несколько минут смущения лучше риска изнасилования. А вообще, в большую компанию безопасно идти лишь с надежными друзьями, не терять друг друга из вида и вместе уходить.
  • Помни, что пьяному человеку труднее сориентироваться в ситуации и предотвратить насилие в отношении себя. С малознакомыми людьми и на большой вечеринке всегда оставайся трезвой. Держись вместе с близкими друзьями или поближе к хорошим знакомым.

Но насилие грозит не только девочкам-подросткам.

Всем следует знать правила поведения в своем доме:

  • Перед тем, как открыть дверь, обязательно посмотри в дверной глазок.
  • Впускай в квартиру только хорошо знакомых людей.
  • Выходя из квартиры, также посмотри в глазок. Если на лестничной площадке есть люди, подожди, пока они уйдут.
  • Если без вызова пришел сантехник, электрик или даже сотрудник милиции, прежде чем его впустить, свяжись со взрослыми, позвони в диспетчерскую, отделение милиции и наведи справки.
  • Если, возвращаясь домой, ты чувствуешь, что тебя преследуют, не заходи в подъезд, а вернись в многолюдное место и попроси помощи, либо воспользуйся сотовым телефоном и попроси тебя встретить.
  • Прежде чем открывать ключом входную дверь, убедись, что поблизости никого нет.

Не впускай в квартиру незнакомого человека!!!
Каждый ребенок должен знать, что он не может расписываться ни в каких документах, это должны делать только взрослые. Если с почты принесли телеграмму или счет и за них нужно расписаться, значит, это могут сделать только взрослые.
Зачем же тогда отворять дверь?
Ребенок должен просто сказать, что прийти надо позже, когда дома будут взрослые. То же самое касается электрика и водопроводчика. Даже если у вас дома вдруг внезапно погас свет или прорвало трубу, необходимо позвонить родителям и узнать, как поступить. В крайнем случае, можно связаться со знакомыми, которых давно знаете.

Но еще хуже, когда детей насилуют близкие родственники. Тогда жизнь превращается в настоящий кошмар.
Подобные «семейные» преступления, как правило, растянуты во времени и раскрываются лишь тогда, когда дети решаются на крайние меры: пытаются покончить с собой, убегают из дома.
Дети обычно скрывают эти страшные факты, потому что подсознательно считают себя виновными в происходящем. Совратитель уверяет, что тебя перестанут любить, если узнают о случившемся. Именно поэтому такие прецеденты могут повторяться неоднократно.
В силу своего возраста дети даже не понимают, что с ними происходит что-то плохое, и поэтому не сразу обращаются за помощью к другому родителю (чаще к маме), либо к близким родственникам. Нередко один из родителей в семье является инициатором скандалов, драк, насилия в семье и воспринимается как «домашний тиран». Дети, находящиеся в зависимости от такого члена семьи, не могут самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации.
Несовершеннолетние становятся жертвами преступлений на сексуальной почве в собственной семье, они подвергаются насилию со стороны одного из родителей либо сожителей супругов.

Что же делать в случаях, когда насилие происходит в семье?
Прежде всего, надо помнить, что у ребенка есть права, которые защищаются законом!
Любой ребенок может обратиться в милицию, Следственный комитет, прокуратуру, к      

Уполномоченному по правам ребенка.
По закону дело об изнасиловании несовершеннолетнего ребенка может быть возбуждено и без заявления, если об этом факте стало известно из других источников.
Если по каким-то причинам у несовершеннолетнего нет возможности пойти в милицию, надо обратиться к маме, друзьям, хорошо знакомым соседям, учителям. Или позвонить по телефону доверия.

Это важно помнить родителям!
Уважайте своего ребенка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребенка делать что-то против своей воли.
Если Вы знаете, что ребенок соседей подвергается насилию, избиению со стороны родителей, немедленно сообщите об этом в милицию.
Если Ваш ребенок говорит о нездоровом интересе к нему Вашего мужа (сожителя), прислушайтесь к его словам, поговорите с мужем (сожителем), не оставляйте ребенка один на один с ним. Если же отношения зашли слишком далеко, расстаньтесь с этим человеком, ведь нет ничего дороже счастья собственного ребенка.
Отец должен поговорить обо всех интересующих сына вопросах относительно половой жизни, объяснить, как предохраняться.
Мать должна объяснить девочке, как ей вести себя с противоположным полом, о средствах контрацепции.
Если Вы заметили странность в поведении ребенка, поговорите с ним о том, что его беспокоит. В разговоре с мальчиком лучше участвовать отцу, без присутствия матери.
Поддерживайте контакт с воспитателем детского сада, учителем, психологом в детских учреждениях с целью предотвращения совершения насильственных преступлений в отношении Вашего ребенка.

Виды и формы насилия

Выде­ляют четыре основных вида насилия:

  • Физическое - это преднамеренное нанесение физических
    повреждений или травм родителями, либо лицами, их заменяющими, или
    другими взрослыми.

Ребенка, ставшего жертвой физического насилия, можно узнать по имеющимся на теле ребенка различным физическим признакам:

- необъяснимо возникшие кровоподтеки;

- шрамы, следы связывания, следы ногтей, следы от сжатия пальцами;

- следы от ударов предметами (ремнем, палкой, следы от веревочной пле­ти);

- след от укуса на коже;

- на голове участки кожи без волос;

-необъяснимые следы от ожогов (от кончика сигареты, от зажигалки, утюга и т.д.);

- необъяснимые переломы костей, вывихи, раны;

На то, что ребенок является жертвой физического насилия, указывают особенно­сти поведения ребенка:

- реакция страха при приближении родителя к ребенку;

- общее избегание физического контакта;

- застывший,  испуганный  взгляд (наблюдается  и у грудного ребенка, ставшего жертвой физического насилия);

- появление страха перед уходом из школы (детского сада) домой; - побег из дома.

  • Эмоциональное (психическое) насилие -
    нехватка внимания и любви, угрозы и насмешки, унижение
    чувства собственного достоинства, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту, которые
    ребенок не в состоянии выполнить,  отвержение со стороны роди­телей.

          Формы психологического насилия разнообразны. Чаще всего, - это «вербальное избиение», результаты которого оказываются более долговременными по сравнению с физическим наказанием, вызывая острое переживание стыда, собственной ненужно­сти, обиды, бессилия, депрессии. К проявлениям насилия над ребенком относятся: унижение и подавление, обзывание, отверже­ние, бойкотирование, манипулирование, ложь, приписывание обмана, демонстрация власти, скрытое запугивание, открытые угрозы, пренебрежение и игнорирование.

         По каким внешним признакам можно решить, что ребенок является жертвой эмоционального насилия? Эмоциональное насилие над ребенком можно предполо­жить в том случае, если родитель постоянно:

  • предъявляет к ребенку завышенные требования, с которыми ребе­нок не в состоянии справиться;
  • сурово наказывает ребенка;
  • чрезвычайно критичен по отношению к ребенку и обвиняет его;
  • злится и устрашающе ведет себя.

Наличие эмоционального насилия можно предполагать и на основе некоторых физических и поведенческих особенностей ребенка:

- ребенок эмоционально невосприимчив, равнодушен;

- он грустен, депрессивен или у него выраженная депрессия;

- сосет пальцы, монотонно раскачивается;

- замкнут в себе, задумчив или, наоборот, агрессивен;

- «приклеивается к любому взрослому в поисках внимания и тепла;

- имеются нарушения сна, ночные приступы страха;

- он не проявляет интереса е играм;

- ночное и/или дневное недержание мочи;

- психосоматические жалобы: головная боль, боль в животе, колет в области сердца и т.д.

- замедленно физическое и общее развитие ребенка.

  • Пренебрежительное отношение ребенок из-за недобросовестного выполнения родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей, испытывает острую или хроническую нужду в питании, одеж­де, жилище, гигиене, безопасности, любви и заботе, медицинской помощи, образовании и других условиях, необходимых для его физического, интеллектуального и эмоционального развития.
  • Сексуальное насилие  - использование детей для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых. Применение угроз, силы, хитрости для изго­товления порнографической продукции, а также демонстрация им порно­графической продукции. Вовлечение детей в занятия проституцией, коммерческая сексуальная эксплуатация экс­плуатация взрослым человеком ребенка и оплата за это деньгами или натурой ребен­ку или третьему лицу. КСЭД приравнивается к принудительному труду и современной формой рабства.

Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (принят Генеральной Ассамбле­ей ООН 25 мая 2000г.) дает им следующие определения.

Детская проституция - означает использование ребенка в деятельности сексу­ального характера за вознаграждение или любую иную форму возмещения.

Детская порнография - это все виды изображения ребенка, включая образцы на видео, в фильмах, в компьютерных программах или печатных изданиях, сконцентри­рованные на половом акте или на гениталиях детей с намерением удовлетворения сексуальных потребностей. Искусственное создание порнографических картинок, ис­пользуя компьютерные программы, также является порнографией.

Дети стали широко привлекаться для участия в порнофильмах, что также явля­ется проявлением сексуального насилия и растления несовершеннолетних. СМИ много пишут о деле "Голубая орхидея", организации, наладившей создание и продажу через Интернет порнофильмов с участием детей.

Торговля детьми (траффикинг) - означает любой акт или сделку, по средствам которых ребенок передается любым лицом или группе лиц за вознаграждение или иное возмещение.

Это явление приобрело международный характер и стало чрезвычайно доход­ным занятием. В отличие от оружия и наркотиков, женщины и дети могут быть про­даны несколько раз. Они являются тем предметом продажи в международной торгов­ле, который приносит миллиарды долларов и позволяет оставаться безнаказанным.

Проблема траффикинга в Беларуси недостаточно изучена, хотя в Заключитель­ных комментариях ко Второму периодическому докладу о выполнении Республикой Беларусь положений Конвенции ООН о правах ребенка, высказанных в мае 2002г. Комитетом по правам ребенка в Женеве сказано: «Тревогу ... вызывает информация о том, что Беларусь является страной, где существует и через которую проходит тор­говля детьми, особенно девочками, с целью сексуальной и других видов эксплуата­ции....» [4].

Развитие медицины в области трансплантации органов породило самый ужас­ный промысел торговцев детьми - дети стали похищаться и продаваться с целью ис­пользования их внутренних органов. Отсутствие статистики не позволяет в полной мере оценить размеры этого чудовищного бедствия, но даже единичные случаи, о ко­торых есть информация, говорят о необходимости принятия срочных мер по предот­вращению этого явления.

Основными продавцами детей являются родители, опекуны, учителя, а также представители различных, так называемых, "благотворительных организаций".

В основном, продаются дети в возрасте 10-16 лет из больших или очень бедных семей, которые не в состоянии прокормить всех членов семьи.

Траффикинг с пересечением границ может вовлекать 3 страны: страну-поставщика, где происходит незаконный захват детей, страну назначения, прини­мающую их, и страны транзита, то есть не окончательного назначения, а используе­мые для въезда в другую страну или регион. Беларусь является как страной-поставщиком, так и страной транзита.

Причины распространения насилия в отношении детей

          Физическое, эмоциональное, психологиче­ское насилие стало нормой жизни практически во всех семьяхнезависимо от со­циального статуса, образования или доходов родителей. 68% мужчин и 55% женщин не видят ничего плохого в методах так называемой репрессивной педагогики - то есть в побоях. Почему же вполне нормальные люди выбирают такую ненормальную форму воспитания своих детей? Ведь большинство родителей, безусловно, любят своих детей и желают им добра. Специалисты по семейной педагогике дают такое объясне­ние. У взрослых сформирован «устойчивый феномен»: они понимают воспитание, как некие насильственные действия - крики, угрозы, побои. Почему так: Да потому, что самих взрослых в свое время «воспитывали» таким же образом. И, создав свою се­мью, они воспроизводят в ней знакомую модель отношений с детьми.

Физические наказания являются обычным способом воспитания у 58,5% опро­шенных родителей, к 68,6% в детстве применяли физическое насилие. И только 2% респондентов в детстве не наказывали. 18,1% родителей предпочитают накричать на ребенка.

        Самым распространенным и опасным видом насилия является насилие в семье, так как семья призвана быть для человека местом защиты и опоры от всех житейских невзгод. Насилие в семье - применение различных форм принуждения членов семьи по отношению к своим детям либо к одному из членов этой же семьи. Термин «насилие в семье» означает ненормальное жестокое обращение одного человека в отношении другого, состоящего с ним в близких отношениях. Объектом домашнего насилия могут быть любые члены семьи. Выделяют три типа семейного насилия: со стороны родителей по отношению к детям; со стороны одного супруга по отношению к другому; со стороны детей и внуков по отношению к престарелым родственникам.

Проблема насилия в семье долгое время была табуированной областью и до настоящего времени существует реальное сопротивление социума обращению к этой проблеме. Статистические данные относительно распространенности насилия, по мнению авторитетных экспертов (И.С.Кон и др.), не заслуживает доверия как явно заниженные

Последствия насилия над детьми

Последствия перенесенного насилия у детей бывают ближайшими и отдален­ными.

 Различают три основные стадии их развития:

1. Сразу после травмы, особенно, если она носила характер грубого насилия и нападения, у ребенка развивается первичная реакция в виде бо­лезненных физических и эмоциональных проявлений – ПТСР: эмоциональные реакции, когнитивные расстройства, расстройства сна, расстройства памяти (амнезии).

Реакция ребенка на акт насилия отличается от реакции на случайные травмы. Дети часто получают различные повреждения во время игры или в результате несча­стного случая, которые причиняют им боль, вызывают душевные переживания, осо­бенно, если дети попадают в больницу и разлучаются с близкими. Когда раны поджи­вают, ребенок быстро забывает о полученной травме благодаря поддержке и сочувст­вию близких для него людей.

При насилии, совершенном отцом, матерью или другим близким человеком, ду­шевная травма, в отличие от физической, долго не проходит, так как ее нанес человек, от которого ребенок ждет защиты и помощи. Ребенок чувствует, что по отношению к нему совершено предательства. Будучи зависимым от взрослых, он не в силах что-либо изменить, поэтому к боли от предательства присоединяется ощущение беспо­мощности.

      2. Стадия адаптациив процессе которой у ребенка вырабаты­ваются навыки, помогающие ему справиться с происходящим. Он выби­рает такие приемы, такие формы поведения, которые, как считает ребенок, помогают ему обеспечить безопасность и уменьшить физическую и ду­шевную боль, то есть формирует психологическую защиту.

      Наиболее распространенным является вытеснение и забывание. Ребенок старает­ся не думать о том, что причинило или причиняет ему страдания.

3. Отдаленные последствия. Большое значение для развития отдаленных последствий оказывает отсутствие поддержки со стороны, профессиональной (психологической, медицин­ской, юридической) помощи. На этом этапе формируются стойкие пове­денческие и личностные нарушения, которые затрудняют социальную адаптацию не только в детском возрасте, но и во взрослой жизни:

- неспособность добиться успеха;

  • комплекс неполноценности (превосходства);
  • усвоение стигмы;
  • усвоение насилия как формы решения проблем;

Таким образом, при отсутствии психологической коррекции отдаленные послед­ствия перенесенного в детстве насилия могут сохраняться долгие годы и становятся одной из причин преступности и воспроизводства жестокого обращения с детьми в обществе.

Насилие в школе

С сожалением приходится констатировать, что практика современной массовой школы может быть охарактеризована как педагогика насилия. И если мы сегодня говорим о защите прав ребенка, то именно школа является тем местом, где из дня в день эти права нарушаются самым серьезным образом.

Невротизация школьников за годы обу­чения  возрастает примерно в 10 раз. Ведущим мотивом у 58% школьников является страх: опасение получить плохую оценку, оказаться несостоятельным в глазах более успешных товарищей в классе, страх перед родителями, учителями. Именно страх служит причиной развития у школьников многочисленных неврозов.

При обострении межличностных противоречий, непослушании детей, наруше­нии школьного режима многие учителя не видят иного выхода, кроме применения на­силия и разных видов наказаний.

Все многообразие воспитательных технологий, к которым прибегает учитель, можно разделить на две группы - насилие и ненасилие. Первая группа нацелена на внешнее воздействие, жесткое структурирование поведения ребенка, на подавление свободы. Вторая - на мобилизацию его природных сил и способно­стей, на развитие личностных потенций к саморегуляции, формирование внутренней мотивации.

Жертвой школьного насилия может стать любой ребенок, но чаще всего для это­го выбирают ребенка или слабее себя, или как-то отличающегося от других учеников.

Наиболее вероятные условия для получения статуса «белой вороны» или жерт­вы:

  • наличие увечья (дети, носящие очки; с пониженным слухом; с затрудненными движениями);
  • особенности поведения (импульсивность или замкнутость);
  • особенности внешности (вес тела; положение ушей; веснушки и
    т.д.);
  • недостаточные социальные навыки (нет защиты от вербального и
    физического насилия);
  • страх перед школой (отрицательное отношение к ней; проблемы с
    родителями; плохие оценки);
  • болезнь;
  • низкий интеллект и трудности в учебе (плохая успеваемость; низ­кая самооценка).

Социально-педагогическая работа по профилактике насилия над детьми.

Если специалист подозревает (либо уверен), что ребенок подвергается насилию, он должен вмешаться в кризисную си­туацию. Процесс вмешательства в кризисные ситуации не является терапией или оказанием психологической помощи. Это - оказание первой помощи.

В качестве методов можно использовать следующие шаги эффективного вмешательства в кризисную ситуацию, связанную с насилием:

  1. Сбор информации из раз­личных источников о случившемся для выяснения характера перене­сенного насилия, обстоятельств совершения насилия, личности подо­зреваемого, реакции ребенка на случившееся.
  2. Необходимо получить сведения о семье ребенка, включая инфор­мацию об отношениях родителей между собой, отношениях с родствен­никами и детско-родительских отношениях
  3. Определить природу проблемы.
  4. Выяснить, что уже было сделано для решения данной проблемы самим ребенком.
  5. Обсудить возможности выбора поведения.
  6. Продумать вместе с ребенком все возможные варианты решения данной проблемы, включая те, что
    требуют вмешательства посторонних людей.
  7. Разработать конкретный план действий.
  8. Продумать последствия выработанного плана.

        Далее следует индивидуальная работа с ребенком, подвергшимся насилию

Посттравматическая интервенция в кризисную ситуацию ребенка — жертвы насилия:

  • сбор информации для подтверждения факта насилия и установ­ления его виновника;
  • исключение воз­можности оказания на ребенка давления, как со стороны;
  • создание оптимальных психологических комфорт­ных условий для работы с ребенком, пострадавшим от на­силия.
  • информирова­ние, выслушивание, элементы внушения и убеждения, различные фор­мы эмоциональной и психологической поддержки.
  • до начала беседы следует составить ее планв кото­ром должны быть указаны наиболее важные вопросы, требующие уточ­нения.
  • следует задавать только те вопросы, которые соответствуют уровню развития ребенка, то есть быть им понятыми с учетом уровня интеллектуального развития.
  • оптимальная продолжитель­ность беседы для дошкольников не должна превышать 30 минут.
  • при планировании беседы необходимо учитывать так называемую готовность ребенка к признанию. По этому фактору дети делятся на четыре группы:

1)  дети, готовые подробно рассказать о случившемся одному или нескольким людям;

2)  дети, которые могут сделать лишь частичное признание — они либо преуменьшают либо скрывают информацию о насилии;

3)  дети, которые психологически не готовы к признанию, так как факт их насилия был открыт без их воли и участия;

4)  дети, в отношении которых факт насилия только подозревается, причем сами они по разным причинам не хотят рассказывать о случившемся.

К основным мотивам отказа детей от сообщения информации о факте перенесенного насилия можно отнести: недоверие к взрослым, ожида­ние новых неприятностей с их стороны; чувство стыда, опасение того, что окружающие станут к ним хуже относиться; страх или привязан­ность к насильнику; опасение огорчить родителя, не совершающего насилия, страх возможности развода родителей и т. д.

Общие правила проведения беседы с ребенком, пострадав­шем от насилия и его семьей (социализирующими взрослыми)

1)  во время беседы уделять внимание, прежде всего, самому ребенку, анализу его эмоционального самочувствия и психологического со­стояния;

2)  устанавливать максимально возможные доверительные, поддер­живающие отношения с ребенком;

3)  создавать условия для адекватного оценивания специалистом лич­ностного потенциала  ребенка;

4)  использовать многовариантность беседы для создания психоло­гически комфортных условий;

5)  обеспечивать защиту ребенка и создавать условия для восстанов­ления его личностного статуса, в том числе и в глазах близких ему людей.

Если возможно, в первую очередь необходимо провести беседу с ро­дителями или другими членами семьи, что позволит не задавать ребен­ку вопросов, на которые уже ответили родители.

Беседа с близкими людьми жертвы насилия должна проводиться на эмоцио­нально положительном и психологически благожелательном настрое, так как вмешательство специалиста в семейную ситуацию обычно вы­зывает чувства недоверия, отвержения, шок или агрессию.

 При получении информации, касающейся сексуально­го насилия, необходимо выяснить имена тех лиц, которые обычно име­ют доступ к ребенку; имена любых лиц, которые подозреваются; кроме того, могут быть привлечены любые другие факты, которые касаются насильственных действий.

Необходимо оценить способ­ность родителей справляться со стрессовыми ситуациями, используя данные о кризисах в семье в прошлом. Такая оценка может быть полез­ной, чтобы определить способности родителей защитить ребенка от возможного дальнейшего насилия.

Групповая  работа с детьми, подвергающимися насилию

Попадая в группу поддержки, дети преодолевают ситуации соци­альной изоляции и формируют контакты с другими детьми, пережив­шими похожие жизненные ситуации и испытавшими сходные психо­логические кризисы, что позволяет им почувствовать себя обычными детьми без каких-либо признаков стигматизации.

Важным преимуществом группового опыта является возможность поделиться с другими детьми тайной, которая всегда окружает факты насилия и принуждения.

Таким образом, задачей групповой терапии является не только по­мощь ребенку в преодолении психологической травмы, нанесенной пренебрежением или любой другой формой насилия, но и формирова­ние у него жизненных навыков, соответствующих его возрасту.

План групповой терапии включает в себя параллельную работу с ро­дителями или опекунами, не причастными к насилию.

Если специалисты школы не в состоянии обеспечить проведение сопут­ствующих видов терапии, они могут предложить семьям воспользовать­ся услугами других аналогичных центров и клиник. В этом случае важно, чтобы специалисты, занимающиеся психологическим сопровождени­ем одной семьи, регулярно обменивались информацией, координиро­вали свои действия и оказывали друг другу содействие в решении задач, стоящих перед терапией в целом.