Единый день безопасности
Спасатели прививают детям знания о безопасности
Тыдзень народнага  адзінства
17 верасня - Дзень народнага адзінства!
Спортивное ориентирование
Учебная эвакуация в школе
Экскурсия в Центр безопасности г.Новополоцк
Единый день безопасности ... Читать далее...
Спасатели прививают детям знания о безопасности ... Читать далее...
Тыдзень народнага  адзінства ... Читать далее...
17 верасня - Дзень народнага адзінства! ... Читать далее...
Спортивное ориентирование ... Читать далее...
Учебная эвакуация в школе ... Читать далее...
Экскурсия в Центр безопасности г.Новополоцк ... Читать далее...

Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению

1.Признаки сексуального насилия в отношении несовершеннолетних

1.1.Физические признаки

Оральные симптомы: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; инфекции горла; кроме этого, отказ от еды (анорексия), переедание (булимия).

Физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:

·                        ребенку, очевидно, больно сидеть или ходить;

·                        порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;

·                        синяки и / или кровотечение в области половых органов или анального отверстия;

·                        жалобы на боль и зуд в области гениталий;

·                        повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер;

·                        инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале;

·                        повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;

·                        недержание мочи;

·                        болезни, передающиеся половым путем;

·                        беременность.

Примечание: некоторые виды сексуального насилия (сексуальные ласки, оральный секс, мастурбация, изготовление порнографических снимков) не оставляют «медицинских» следов.

1.2. Изменения в выражении сексуальности ребенка

·                        странные, необычные или не соответствующие возрасту знания ребенка о сексе;

·                        чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания;

·                        сексуальные действия с другими детьми, имитация полового акта с характерными стонами и движениями;

·                        соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;

·                        необычная сексуальная активность (сексуальное использование младших детей; мастурбация, трение о тело взрослого и др.).

1.3. Изменения в эмоциональном состоянии и общении

·                        трудности в общении с ровесниками, избегание общения, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;

·                        внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;

·                        постоянная депрессивность, грустное настроение;

·                        непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;

·                        чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;

·                        чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;

·                        возврат к детскому, инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;

·                        отчуждение от братьев и сестер;

·                        жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);

·                        рассказы в третьем лице: «Я знаю одну девочку…»;

1.4. Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки

·                        прогулы занятий в учреждении образования;

·                        внезапное изменение успеваемости (гораздо лучше или гораздо хуже) или внезапная потеря интереса к любимым занятиям;

·                        неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»);

·                        неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;

1.5. Изменения самосознания ребенка

·                        снижение самооценки;

·                        отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;

·                        саморазрушающее поведение – употребление алкоголя, наркотиков, проституция, побеги из дома, пропуски учебных занятий, чрезмерно частая подверженность разнообразным несчастным случаям;

·                        мысли, разговоры о самоубийстве, суицидальные попытки.

1.6. Появление невротических и психосоматических симптомов

·                        беспокойность при нахождении рядом с определенным человеком;

·                        боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком/либо иными лицами;

·                        сопротивление прикосновениям, нежелание чтобы ребенка целовали, обнимали или до него дотрагивался определенный человек;

·                        боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от учебных занятий физической культурой или снять нижнее белье во время медицинского осмотра);

·                        навязчивые страхи;

·                        расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).

2. Как вести себя, если ребенок рассказывает Вам о насилии

·                        Отнеситесь к тому, о чем рассказал Вам ребенок, серьезно. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает о произошедшем очень эмоционально, с подробностями. Эмоции всегда соответствуют пережитому состоянию.

·                        Сохраняйте спокойствие. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить Вас от болезненных переживаний.

·                        Успокойте и подбодрите пострадавшего ребенка. Объясните, что рассказывая Вам о том, что случилось, ему будет проще пережить случившееся. Дайте ему понять, что Вы понимаете и ни в чем не обвиняете его («Ты правильно сделал, что мне рассказал»).

·                        Поощряйте ребенка рассказать о том, что случилось. Дайте ребенку выговориться.

·                        Постарайтесь максимально узнать у него точные факты произошедшего. Внимательно относитесь к словам ребенка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если факты не имели места, важно понять истоки его фантазии.

·                        Незамедлительно и тщательно проверьте достоверность предположений.

·                        Будьте внимательны к тому, что может заставить ребенка чувствовать себя некомфортно.

·                        Дайте возможность ребенку выплеснуть свои эмоции.

·                        Будьте выдержаны, если ребенку трудно открыться Вам эмоционально. Помните, что нужно терпение, поскольку убедить ребенка поверить Вам может оказаться нелегко.

·                        Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, поскольку для него это может быть единственным способом описать случившееся.

·                        Будьте искренними. Повторите ребенку еще раз, что Вы верите тому, о чем он рассказал.

·                        Будьте честны. Объясните ребенку, что Вы собираетесь делать дальше, и спросите, согласен ли он с Вашими намерениями («Мне надо сказать кое-кому (педагогу-психологу, педагогу социальному или сотруднику органов внутренних дел)) о том, что случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов и помогут сделать так, чтобы ты почувствовал(а) себя в безопасности». Можно дать понять ребенку, что Вы понимаете его чувства, но не должны оставлять ему выбора. Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».

·                        Обратитесь за профессиональной консультацией специалиста (психологической, правовой, медицинской).

·                        Настаивайте на прохождении медицинского осмотра как можно скорее, даже, если нет видимых повреждений.

·                        Ребенка с умеренными и тяжелыми повреждениями, неврологическими и сердечно-сосудистыми нарушениями, а также с тяжелой психической травмой необходимо госпитализировать в обязательном сопровождении педагога.

·                        Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего противника или сердится на него, ведь он может оказаться и членом семьи/ родителем/опекуном. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.

·                        После окончания разговора сделайте подробную запись.

2.1. Чего не стоит делать

·                        не давайте ребенку опрометчивых обещаний типа: «Это останется между нами», «Мама не будет сердиться», «Все будет хорошо». Насильник уже заставил ребенка держать их отношения в секрете, а собственный жизненный опыт говорит ему, что мама будет сердиться и ругать его (что чаще всего и происходит);

·                        не советуйте ребенку забыть все и жить так, как будто ничего не было, потому что последствия насилия таковы, что навязчивые воспоминания и мысли о пережитом вызывают тревогу, беспокойство, неуверенность в будущем. Лучше обратиться к специалисту, имеющему опыт работы с детьми, подвергшимися насилию.

2.2. Причины, по которым ребенок молчит о совершаемом над ним насилии, в значительной степени внушены насильником:

·                        страх, поскольку ребенок верит всему, что обещает сделать насильник (прогонит их с мамой из дома, убьет любимую собаку, расскажет всем о каком-либо поступке и т.д.);

·                        низкая самооценка (если со мной это происходит, а с другими детьми – нет, значит, я это заслужил);

·                        чувство вины (я недостаточно сопротивлялся);

·                        отчаяние (никто мне не поверит и не сможет помочь, будет только хуже);

·                        стыд (если я расскажу, все отвернутся от меня);

·                        отрицание (на самом деле мне не причинили большого вреда);

·                        любовь (я люблю этого человека и приношу себя в жертву).