Декада правовых знаний
Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению
1.Признаки сексуального насилия в отношении несовершеннолетних
1.1.Физические признаки
Оральные симптомы: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; инфекции горла; кроме этого, отказ от еды (анорексия), переедание (булимия).
Физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:
· ребенку, очевидно, больно сидеть или ходить;
· порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;
· синяки и / или кровотечение в области половых органов или анального отверстия;
· жалобы на боль и зуд в области гениталий;
· повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер;
· инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале;
· повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;
· недержание мочи;
· болезни, передающиеся половым путем;
· беременность.
Примечание: некоторые виды сексуального насилия (сексуальные ласки, оральный секс, мастурбация, изготовление порнографических снимков) не оставляют «медицинских» следов.
1.2. Изменения в выражении сексуальности ребенка
· странные, необычные или не соответствующие возрасту знания ребенка о сексе;
· чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания;
· сексуальные действия с другими детьми, имитация полового акта с характерными стонами и движениями;
· соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;
· необычная сексуальная активность (сексуальное использование младших детей; мастурбация, трение о тело взрослого и др.).
1.3. Изменения в эмоциональном состоянии и общении
· трудности в общении с ровесниками, избегание общения, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
· внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
· постоянная депрессивность, грустное настроение;
· непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;
· чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;
· чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;
· возврат к детскому, инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;
· отчуждение от братьев и сестер;
· жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);
· рассказы в третьем лице: «Я знаю одну девочку…»;
1.4. Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки
· прогулы занятий в учреждении образования;
· внезапное изменение успеваемости (гораздо лучше или гораздо хуже) или внезапная потеря интереса к любимым занятиям;
· неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»);
· неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
1.5. Изменения самосознания ребенка
· снижение самооценки;
· отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;
· саморазрушающее поведение – употребление алкоголя, наркотиков, проституция, побеги из дома, пропуски учебных занятий, чрезмерно частая подверженность разнообразным несчастным случаям;
· мысли, разговоры о самоубийстве, суицидальные попытки.
1.6. Появление невротических и психосоматических симптомов
· беспокойность при нахождении рядом с определенным человеком;
· боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком/либо иными лицами;
· сопротивление прикосновениям, нежелание чтобы ребенка целовали, обнимали или до него дотрагивался определенный человек;
· боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от учебных занятий физической культурой или снять нижнее белье во время медицинского осмотра);
· навязчивые страхи;
· расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).
2. Как вести себя, если ребенок рассказывает Вам о насилии
· Отнеситесь к тому, о чем рассказал Вам ребенок, серьезно. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает о произошедшем очень эмоционально, с подробностями. Эмоции всегда соответствуют пережитому состоянию.
· Сохраняйте спокойствие. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить Вас от болезненных переживаний.
· Успокойте и подбодрите пострадавшего ребенка. Объясните, что рассказывая Вам о том, что случилось, ему будет проще пережить случившееся. Дайте ему понять, что Вы понимаете и ни в чем не обвиняете его («Ты правильно сделал, что мне рассказал»).
· Поощряйте ребенка рассказать о том, что случилось. Дайте ребенку выговориться.
· Постарайтесь максимально узнать у него точные факты произошедшего. Внимательно относитесь к словам ребенка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если факты не имели места, важно понять истоки его фантазии.
· Незамедлительно и тщательно проверьте достоверность предположений.
· Будьте внимательны к тому, что может заставить ребенка чувствовать себя некомфортно.
· Дайте возможность ребенку выплеснуть свои эмоции.
· Будьте выдержаны, если ребенку трудно открыться Вам эмоционально. Помните, что нужно терпение, поскольку убедить ребенка поверить Вам может оказаться нелегко.
· Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, поскольку для него это может быть единственным способом описать случившееся.
· Будьте искренними. Повторите ребенку еще раз, что Вы верите тому, о чем он рассказал.
· Будьте честны. Объясните ребенку, что Вы собираетесь делать дальше, и спросите, согласен ли он с Вашими намерениями («Мне надо сказать кое-кому (педагогу-психологу, педагогу социальному или сотруднику органов внутренних дел)) о том, что случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов и помогут сделать так, чтобы ты почувствовал(а) себя в безопасности». Можно дать понять ребенку, что Вы понимаете его чувства, но не должны оставлять ему выбора. Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».
· Обратитесь за профессиональной консультацией специалиста (психологической, правовой, медицинской).
· Настаивайте на прохождении медицинского осмотра как можно скорее, даже, если нет видимых повреждений.
· Ребенка с умеренными и тяжелыми повреждениями, неврологическими и сердечно-сосудистыми нарушениями, а также с тяжелой психической травмой необходимо госпитализировать в обязательном сопровождении педагога.
· Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего противника или сердится на него, ведь он может оказаться и членом семьи/ родителем/опекуном. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.
· После окончания разговора сделайте подробную запись.
2.1. Чего не стоит делать
· не давайте ребенку опрометчивых обещаний типа: «Это останется между нами», «Мама не будет сердиться», «Все будет хорошо». Насильник уже заставил ребенка держать их отношения в секрете, а собственный жизненный опыт говорит ему, что мама будет сердиться и ругать его (что чаще всего и происходит);
· не советуйте ребенку забыть все и жить так, как будто ничего не было, потому что последствия насилия таковы, что навязчивые воспоминания и мысли о пережитом вызывают тревогу, беспокойство, неуверенность в будущем. Лучше обратиться к специалисту, имеющему опыт работы с детьми, подвергшимися насилию.
2.2. Причины, по которым ребенок молчит о совершаемом над ним насилии, в значительной степени внушены насильником:
· страх, поскольку ребенок верит всему, что обещает сделать насильник (прогонит их с мамой из дома, убьет любимую собаку, расскажет всем о каком-либо поступке и т.д.);
· низкая самооценка (если со мной это происходит, а с другими детьми – нет, значит, я это заслужил);
· чувство вины (я недостаточно сопротивлялся);
· отчаяние (никто мне не поверит и не сможет помочь, будет только хуже);
· стыд (если я расскажу, все отвернутся от меня);
· отрицание (на самом деле мне не причинили большого вреда);
· любовь (я люблю этого человека и приношу себя в жертву).