У І клас
Содержание материала
Прием в 1 класс в учреждение образования в 2025/2026 году
В 2025/2026 учебном году прием в первые классы учреждений общего среднего образования регламентирован Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением об учреждение общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования от 19.09.2022 №322, письмом Министерства образования Республики Беларусь от 03.03.2025 № 02-01-14/2569/дс.
Положение об учреждение общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования от 19.09.2022 №322
Письмо Министерства образования Республики Беларусь «О приёме в 1 классы»
Телефон и график работы «ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ» по вопросам приема в 1 класс
государственного учреждения образования «Коробовская средняя школа Глубокского района имени Р.И.Матеюна» в 2025/2026 учебном году
Стаховская Елена Эдуардовна - директор ГУО «Коробовская средняя школа Глубокского района имени Р.И.Матеюна»
Номер телефона |
График работы |
+375 (2156) 3-90-65 |
Понедельник-пятница: 07.30-18.00 Второй вторник месяца с 08.00 до 20.00 |
Заместитель директора по основной деятельности учреждения образования
Номер телефона |
График работы |
+375 (2156) 3-90-05 |
Понедельник-пятница: 08.00-18.00 |
График приема документов для зачисления в I класс государственного учреждения образования «Коробовская средняя школа Глубокского района имени Р.И.Матеюна»
Место приема: приемная директора, 2 этаж
Июнь
Дата |
Время |
Ответственные |
|
педагогические работники учреждения образования |
руководитель (лицо, исполняющее обязанности руководителя учреждения образования) |
||
12.06.2025 – начало приема документов для лиц, проживающих в микрорайоне учреждения образования |
|||
Понедельник-пятница с 12.06.2025-14.06.2025 |
08.00-18.00 |
Мазная Н.Л. |
Стаховская Е.Э. – директор |
Понедельник-пятница с 16.06.2025-30.06.2025 |
08.00 – 18.00 |
Ермакович О.В. – заместитель директора по основной деятельности |
|
Суббота: 14.06.2025 |
10.00 – 12.00 |
Стаховская Е.Э. – директор |
|
21.06.2025 |
Ермакович О.В. – заместитель директора по основной деятельности |
||
28.06.2025 |
|||
Воскресенье: 15.06.2025 22.06 2025 29.06.2025 |
выходной |
Июль
Дата |
Время |
Ответственные |
|
педагогические работники учреждения образования |
руководитель (лицо, исполняющее обязанности руководителя учреждения образования) |
||
Понедельник-пятница с 01.07.2025 по 12.07.2025 |
08.00 – 18.00 |
Мазная Н.Л. |
Кабылинская И.А. – учитель |
Вторник 09.07.2025 |
08.00-20.00 |
||
Понедельник-пятница с 14.07.2025-31.07.2025 |
08.00 – 18.00 |
Есипенко М.М. – учитель |
|
Суббота: 05.07.2025 12.07.2025 |
10.00 – 12.00 |
Кабылинская И.А. – учитель |
|
Суббота: 19.07.2025 26.06.2025 |
Есипенко М.М. – учитель |
||
Воскресенье: 06.07.2025 13.06.2025 20.06 2025 27.06.2025 |
выходной |
Август
Дата |
Время |
Ответственные |
|
педагогические работники учреждения образования |
руководитель (лицо, исполняющее обязанности руководителя учреждения образования) |
||
15.08.2025 – окончание приёма документов для лиц, проживающих в микрорайоне учреждения образования |
|||
Понедельник-пятница |
08.00 – 18.00 |
Мазная Н.Л. |
Стаховская Е.Э. – директор |
Вторник 12.08.2025 |
08.00-20.00 |
||
Суббота: 02.08.2025 09.08.2025 |
10.00 – 12.00 |
Стаховская Е.Э. – директор |
|
Воскресенье: 03.08.2025 10.08.2025 |
выходной |
График приема документов для зачисления в I класс
государственного учреждения образования «Коробовская средняя школа Глубокского района имени Р.И.Матеюна» лиц, не проживающих в микрорайоне, закрепленном за учреждением образования.
Место приема документов: кабинет директора
( 2 этаж учреждения образования)
Июнь |
Июль |
Август |
|||
начало приема документов 12.06.2025 |
1-31.07.2025 |
окончание приема документов 28.08.2025 |
|||
Понедельник-пятница |
08-18.00 |
Понедельник-пятница |
08.00-18.00 |
01.08.2025-15.08.2025 |
|
понедельник |
08.00-18.00 |
||||
16.08.2025-28.08.2025 |
|||||
Понедельник-пятница |
08.00 – 18.00 |
Список необходимых дакументов
1. Заявление родителей - бланк заполняется на месте (заявления принимаются только от законных представителей ребенка).
2. Свидетельство о рождении ребенка.
2. Медицинская карта с выпиской о прививках.
4. Медицинская справка о состоянии здоровья Ф-1.
5. Заключение центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, чтобы получить нуждающимся детям возможность получить квалифицированную помощь на школьном пункте коррекционно-педагогической помощи у учителей-дефектологов или заключение ЦКРОиР о программе обучения (если таковое имеется).
Приложение 1
к решению
Глубокского районного
исполнительного комитета
07.04.2025 № 397
КОНТРОЛЬНЫЕ ЦИФРЫ
приема на 2024/2025 учебный год для получения за счет средств районного бюджета общего среднего образования
Наименование учреждения образования |
Количество классов |
Количество учащихся |
Государственное учреждение образования «Коробовская средняя школа Глубокского района имени Р.И.Матеюна» |
1 |
6 |
ПЕРЕЧЕНЬ
улиц, переулков государственного учреждения образования «Коробовская средняя школа Глубокского района имени Р.И.Матеюна», для учета детей до 18 лет, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования
( В соответствии с решением №1322 от 10 декабря 2021 года Глубокского районного исполнительного комитета к микрорайону)
ГУО «Коробовская средняя школа Глубокского района имени Р.И.Матеюна» |
деревня Коробы-1 агрогородок Коробы-2 деревня Квачи деревня Тумаши деревня Белевичи деревня Гусаково деревня Гиньки деревня Лапишки деревня Гулидово деревня Залавки деревня Константиново деревня Вышедки деревня Старые Шаробаи деревня Зарубино деревня Ловцы деревня Журавнево |
Ребенок первый раз идет в школу. Это важное событие не только в его жизни, но и в жизни его родителей, педагогов, школы. Как подготовить ребенка к новой жизни, как организовать учебу, чтобы она была в радость детям, и им хотелось бы каждое утро идти в школу? Обсудим вопросы, которые задаются чаще всего родителями.
Вопрос 1. Возраст поступления ребенка в первый класс?
В соответствии со статьей 151 Кодекса Республики Беларусь об образовании в I класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет.По заявлению одного из законных представителей несовершеннолетнего лица при наличии решения педагогического совета допускается прием (зачисление) в I класс лица, которому шесть лет исполняется в текущем календарном году..
Вопрос 2. Какие документы необходимы при поступлении ребенка в первый класс?
Для приема детей в первый класс учреждения общего среднего образования законные представители подают следующие документы:
- заявление на имя руководителя учреждения общего среднего образования;
- медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка;
- свидетельство о рождении ребенка.
Вопрос 3. Правомерно ли проведение в школах тестирования детей, поступающих в первый класс?
Прием детей в учреждения общего среднего образования осуществляется без вступительных испытаний.
Вопрос 4. Обязательно ли присутствие ребенка при подаче документов в школу?
Не обязательно.
Вопрос 5. Первые классы – это классы школы или группы дошкольного учреждения?
Первые классы – это классы учреждения общего среднего образования. По решению местных исполнительных и распорядительных органов власти они могут размещаться как на базе школы, так и на базе дошкольных учреждений.
Если первые классы размещаются в школе, то для них создаются все необходимые условия для организации образовательного процесса детей шестилетнего возраста, включая сон, питание, прогулку и т.д.
Если первые классы размещаются на базе дошкольных учреждений, то образовательный процесс в первую половину дня осуществляет учитель школы, остальное время с учащимися работают педагогические работники дошкольного учреждения. Учащиеся первых классов в данном случае входят в состав детского коллектива дошкольного учреждения. Их режим дня является составной частью общего режима дня дошкольного учреждения.
В период каникул, в том числе дополнительных в течение учебного года и летних, учащиеся первых классов могут посещать дошкольное учреждение на общих основаниях.
Вопрос 6. Чем отличается организация обучения детей в первых классах от других классов начальной школы?
Продолжительность учебной недели – 5 дней.
С целью обеспечения плавного перехода из дошкольного учреждения в школу, учебным планом в первом классе предусмотрено на протяжении сентября месяца проведение учебных занятий по программе «Введение в школьную жизнь». В течение этого периода не проводятся учебные занятия по математике, чтению, письму. Учитель проводит с детьми экскурсии, целевые прогулки, физкультурные занятия, развивающие игры, учит детей, как вести себя в коллективе, изучает готовность каждого к школьному обучению, оказывает помощь школьникам в усвоении правил и форм поведения во время учебных занятий, в умении понимать содержание задаваемых учителем вопросов, в организации своей деятельности.
С октября месяца проводятся все учебные занятия по предметам учебного плана.
Для учащихся 1 класса предусмотрена щадящая организация образовательного процесса:
- уроки проводятся только в первую смену;
-для хранения верхней одежды и сменной обуви, как правило, выделяется специальное помещение;
- каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения;
- учебники и дидактические пособия рекомендуется хранить в школе;
- в середине третьей, самой продолжительной четверти организуются дополнительные каникулы в течение одной недели;
- продолжительность учебного занятия – 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 минуты каждая;
- продолжительность перемен между учебными занятиями не менее 10 минут;
- домашние задания учащимся не задаются.
Вопрос 7. Как же оцениваются результаты обучения первоклассников?
В классе, где обучаются шестилетние дети, исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, солнышки, цветочки и т.д.). Допускается лишь словесная оценка. Кроме того, нельзя при неверном ответе ученика говорить: «не старался», «не думал», «неверно», лучше учителю в школе, а родителям дома обходиться репликами «давай послушаем других», «это твое мнение», «ты так думаешь» и т. д.
Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).
В течение первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года. Запрещено проверять технику чтения «на скорость» с секундомером. Технику чтения учащихся проверяет учитель данного класса, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, его темп чтения.
Вопрос 8. Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к школьной жизни?
Успехи шестилетнего ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней, а также, и это важнее всего, отношением родителей и учителя к новой деятельности в жизни ребенка.
Прежде всего важно, чтобы он пошел в школу физически развитым, здоровым.
Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.
Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он привыкает к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.
Наблюдения показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (примерно 50-60%) привыкают в течение 2-3-х месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У таких детей преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, способность добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.
Другим детям (около 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, плачут, жалуются). У этих детей возникают трудности и в усвоении школьных программ.
И, наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, мешают проводить учебные занятия и пр.
Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Очень важны в это время внимание и поддержка со стороны родителей и учителей.Необходимо быть сдержанными, спокойными, поддерживать достоинства детей, радоваться их успехам, стараться помочь наладить отношения со сверстниками. Если учитель, родители не будут учитывать трудности адаптационного периода, это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья. Помните об этом.
Вопрос 9. Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?
Во-первых, надо помнить, что готовность к школе - это сложный комплекс определенных психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребенка. Искусственно форсировать эту готовность нельзя. Однако необходимо и можно помогать ребенку подготовиться к школьной жизни.
В настоящее время 92% детей пятилетнего возраста готовятся к школьной жизни в учреждениях дошкольного образования. Их деятельность в учреждении дошкольного образования регламентируется государственной программой «Пралеска». Те, кто не посещает учреждения дошкольного образования, в обязательном порядке должны пройти эту подготовку, чтобы иметь одинаковые стартовые возможности, через разные формы организации работы в учреждении дошкольного образования, школе.
Необходимо иметь в виду, что ребенку, не посещавшему детский сад, бывает трудно смириться с тем, что в школе он не самый главный, не единственный, а такой же, как и все остальные дети. Он должен сидеть на учебном занятии и не мешать другим, он вынужден подчиняться общей дисциплине, постоянно соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами учителей и одноклассников. Необходимо постараться устроить так, чтобы он еще до школы чаще общался со сверстниками.
Первокласснику приходится самому себя обслуживать. Поэтому о навыках самообслуживания следует позаботиться особо. Очень важно, чтобы ребенок к моменту поступления в школу обладал известной долей самостоятельности: умел завязывать шнурки, застегивать пуговицы, сложить портфель, содержать в порядке свою комнату, место для занятий, игрушки, одежду, обувь. Не следует делать это за детей, не нужно освобождать их от трудовых усилий. Нельзя нарушать один из важных принципов воспитания: не делать за детей то, что они в состоянии сделать сами. Это очень важная составляющая готовности к школе.
Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца. В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед – это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь.
Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) – чтение ребенку книги. Читайте детям книги. В этом возрасте хорошо читать малышам волшебные сказки разных народов. Чтение нельзя подменить телевизором. Об этом надо родителям помнить всегда. Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день. Поощряйте все занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепку, конструирование.
Вопрос 10. И все-таки. Обязательно ли ребенок должен уметь читать, писать, считать до школы?
Многие родители ограничиваются тем, что пытаются научить ребенка чтению, письму и счету. Следует помнить, что пятилетний малыш не может еще серьезно заниматься, и совершенно недопустимо, чтобы подобные «уроки» сопровождались скандалами, криками и слезами. Подготовленный таким образом ребенок первое время действительно хорошо успевает, но постепенно «домашний запас» кончается, учиться становится все труднее. Он не умеет быть внимательным в течение всего учебного занятия, не радуется собственным успехам, в школу ходит без всякого удовольствия.
Может лучше совсем не готовить ребенка к школе? Придет время, там всему и обучится? Педагоги и психологи считают, что готовить обязательно надо. Только без принуждения и наказаний. Сейчас многие дети умеют читать, писать и считать еще в дошкольном возрасте. Если ребенок с интересом и в игровой форме осваивает эти хитрые премудрости, не стоит ему мешать. Но если ребенок наотрез отказывается, то не заставляйте его насильно это делать, ибо тем самым вы можете навсегда отбить охоту учиться.
Обучение чтению, письму, счету – это основная задача начальной школы. Учитель сделает это грамотнее и профессиональнее, чем родители. Хотя считать в пределах десяти дошкольник должен, так как это входит в программу детского сада.
Конечно же, ребенок, с которым занимаются родители еще до школы, не будет испытывать серьезных проблем в первом классе. Поэтому, если вы обучите малыша чтению, то облегчите его будущую учебу. Главное только – не принуждать ребенка, а приучать его к чтению с помощью различных развивающих игр и занятий.
При обучении письму учитель сталкивается часто с проблемой недостаточного развития мелких мышц руки. Для развития кисти малышам рекомендуется рисовать, раскрашивать рисунки, выполнять их точками и штриховыми линиями, рисовать по образцу, обводить шаблоны, строить фигуры при помощи лекал, лепить из пластилина. Чем тверже, увереннее будет рука у ребенка, тем легче он освоит письмо букв.
Вопрос 11. Где взять учебники, и какие еще школьные принадлежности нужны первокласснику?
Все учебники для учащихся первого класса выдаются в школе.
Примерный список необходимых принадлежностей для первого класса в школах, как правило, вывешивают.
Первокласснику необходимы:
- набор шариковых ручек
- фломастеры и карандаши
- ластик
- точилка
- обложки для тетрадей и книг
- пенал
- линейка
- краски (акварельные или гуашь)
- альбом для рисования
- набор кисточек.
Вопрос 12. Нужна ли школьная форма первоклассникам?
Да. Но сегодня мы говорим не о школьной форме, а об одежде делового стиля: строгой, аккуратной, удобной, красивой, чтобы нравилась тому, кто ее будет носить. Родителям необходимо поинтересоваться, какая одежда делового стиля принята для ношения учащимися в данной конкретной школе. После учебных занятий, если ученик остается в группе продленного дня, то следует приготовить одежду для того, чтобы он смог переодеться.
Что необходимо приобрести ученику для 1 класса
Пожелания к одежде первоклассника: деловой стиль одежды, темно-синяя/черная/серая цветовая гамма одежды. Белая рубашка/блузка на торжественные события и однотонная (пастельная) одежда (джемпер, гольфик, рубашка) на каждый день.
Спортивный костюм. Спортивная обувь. Сменная обувь. Мешок для сменной обуви.
Примечание: Все принадлежности первоклассника нужно подписать.
Родителям можно посоветовать:
Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Вы как никто другой знаете своего ребенка, прислушайтесь к нему, постарайтесь понять его чувства и переживания. И тогда учеба в школе будет в радость ребенку и родителям.
А 1 сентября устройте ребенку настоящий праздник – поход в парк, выезд на природу, посещение кинотеатра или театра. И обязательно – цветы. И обязательно – торт или пирог. И обязательно – мороженое. Праздник! Даже если ребенок идет не в первый, а во второй или в четвертый класс. Один раз в году – праздник школы. Ведь это же так здорово - «первый раз в первый класс»!
Десять самых важных вещей, которым родители могут научить маленького ребёнка
Ребёнка нельзя считать действительно подготовленным к школе или к жизни, пока он не научится следующим вещам.
Любить себя. Пока человек не будет способен ценить собственную жизнь, он никогда не станет деятельным, не сможет реализовать собственные возможности.
Интерпретировать поведение. Ребёнок может не включиться в обучение, если он не знает, как анализировать своё и чужое поведение.
Общаться с помощью слов. После того как дети смогут объяснить истинное значение своих поступков, им необходимо научиться помогать людям, понимать их.
Понимать различие между мыслями и действиями. Ребёнок не может концентрировать внимание и учиться, если им овладели чувства и мысли, настроенные на другие цели.
Интересоваться и задавать вопросы. Дети много спрашивают. Необходимо поощрять их любознательность, помогать находить ответы на вопросы.
Понимать, что на сложные вопросы нет простых ответов. Особенно это касается социальных вопросов. Попытайтесь вместе найти ошибки в детском поведении и способы решения этих проблем.
Не бойтесь неудач, это необходимое условие взросления. Детям надо помочь понять, что обучение – длительный процесс проб и ошибок. Ни первое великое открытие, ни первое изобретение не произошло без испытаний и неудач.
Доверять взрослым. Трудно доверять людям, если тебя обманывают. Для ребёнка важно, чтобы с ним были честными.
Думать самому. Чувство собственной уникальности – жизненно важная составляющая человеческого существования. Научить этому легко – надо просто поощрять ребёнка высказывать своё мнение и не бояться, что его накажут, не выслушают, посмеются.
Знать, в чём можно полагаться на взрослого. Ребёнок должен знать, что есть много ситуаций, которыми он не может управлять, но когда ему нужна помощь, он может обратиться за ней к взрослым.
Десять заповедей для мамы и папы первоклассника
Начинайте “забывать” о том, что ваш ребёнок маленький. Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей.
Определите общие интересы. Участвуйте в любимых занятиях своих детей, проводите с ними свободное время не “рядом”, а “вместе”.
Приобщайте ребёнка к экономическим проблемам семьи. Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете.
Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребёнка, особенно в присутствии посторонних. Уважайте чувства и мнения ребёнка. Помните педагогический закон оптимистического воспитания: доверять, не считать плохим, верить в успех и способности.
Научите ребёнка делиться своими проблемами. Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие в общении со сверстниками или взрослыми. Постарайтесь разобраться объективно : не считайте всегда правым своего ребёнка и неправым другого или наоборот.
Чаще разговаривайте с ребёнком. Развитие речи – залог хорошей учёбы. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребёнок чувствовал, что это вам действительно интересно.
Отвечайте на каждый вопрос ребёнка. Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет. В то же время обращайтесь к справочной литературе. Приучайте ребёнка пользоваться самостоятельно справочниками и энциклопедиями, а не ждать всегда вашего ответа.
Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребёнка. Видеть мир глазами другого – основа взаимопонимания. А это значит считаться с индивидуальностью ребёнка, знать, что все люди разные и имеют право быть такими.
Чаще восхищайтесь своим ребёнком, хвалите его. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.
Не стройте ваши взаимоотношения с ребёнком на запрете. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант. Уважение к ребёнку сейчас – фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем.
- Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
- Не спешите обвинять учителя, а задумайтесь над линией своего поведения.
- В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая подробности с ребёнком.
- Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать.
- Интересуйтесь заданиями, работами ребёнка, которые он приносит из школы.
- Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите не только у телевизора.
- Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма, рассказы.
- Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.
-
ПАМЯТКА «Детей учит то, что их окружает»
- Если ребёнка часто критикуют – он учится осуждать.
- Если ребёнка часто высмеивают – он учится быть робким.
- Если ребёнка часто хвалят – он учится оценивать.
- Если ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учится драться.
- Если ребёнка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.
- Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.
-
ПАМЯТКА «Подготовка руки ребёнка к письму»
- Лепить разнообразные предметы из пластилина и глины; сооружать сказочные замки из песка или мелких камешков.
- Рисовать, раскрашивать разнообразные по тематике картинки с прорисовкой основных деталей, без которых рисунок становится искажённым.
- Изготавливать поделки из бумаги, работать с ножницами и клеем.
- Изготавливать поделки из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.
- Конструировать.
- Застёгивать и расстёгивать пуговицы, кнопки, крючки.
- Завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки на верёвке.
- Завинчивать и развинчивать крышки баночек и пузырьков.
- Нанизывать бусы и пуговицы. Летом можно делать бусы из рябины, семян тыквы, мелких плодов и т.п.
- Плести косички из ниток, венки из цветов.
- Заниматься разными видами ручного творчества: вязанием, вышиванием; чеканкой, выжиганием, выпиливанием и пр.
- Перебирать крупу (горох, гречку, рис). Это занятие развивает не только мелкую моторику рук, но и внимание.
- "Показывать" стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками всё, о чём говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками. В-третьих, у ребёнка развивается творческое воображение.
- Играть с мячом, кубиками, мозаикой.
Скоро в школу! Седьмой год жизни - ответственный и трудный. Вы, конечно, беспокоитесь: справится ли ваш малыш со всеми трудностями. А это во многом зависит от вас. Подготовка к школе - это не только обучение грамоте или счёту. Это в первую очередь развитие речи вашего ребёнка. Чем лучше развита устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.
У многих детей нередко наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учёбе и привести к появлению специфических ошибок на уроках письма и чтения. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии малыша и исправить их до начала обучения грамоте.
На что следует обратить внимание родителям будущих первоклассников?
- Состояние звукопроизношения.
Ребёнок к 6-7 годам должен правильно произносить все звуки речи родного языка и не путать их между собой в речевом потоке.
- Состояние фонематического восприятия.
Это значит, Ваш ребёнок должен уметь:
- подбирать слова с определённым звуком;
- выделять изучаемый звук в слове;
- определять позицию этого звука в слове (начало, середина, конец);
- определять сколько всего звуков в слове;
- определять сколько слогов в слове, какой слог ударный;
- составить звуковую схему слова;
- уметь из звуков составить слово (м, а, к - мак);
- уметь различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.
- Состояние слоговой структуры слова
Шестилетний ребёнок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод, сковорода, милиционер, экскаватор и т.д.
- Состояние словарного запаса
В словаре 6-7-летнего ребёнка должно быть около 2000 слов, причём среди них представлены все части речи. Если вы хотите, чтобы речь вашего ребёнка отвечала возрастной норме, а словарь был достаточно богатым, старайтесь, во-первых, сами говорить правильно, во-вторых, больше времени находить для общения с ребёнком, читать и обсуждать сказки, рассказы, стихи, их сюжет, поступки, чувства героев.
- Состояние грамматического строя речи.
Следует обратить внимание на словообразование (дождь – дождик, клён-кленовый, строить-строитель, ехал-приехал), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый карандаш, жёлтое солнышко, жёлтая книга), управление (вышел из дома, рассказал о друге). Обязательно исправляйте ошибки, поправив ребёнка и повторив правильное слово.
- Состояние связной речи.
Учите детей отвечать полными предложениями на вопросы, предложите сочинить сказку, продолжить предложение, описать то, что происходит на улице, картине, пересказать сказку, рассказ по картинке или серии картинок и т. д. Когда ребёнок освоит пересказ сказок, можно переходить к более сложным текстам.
Зачисление ребёнка в пункт коррекционной педагогической помощи (ПКПП) для занятий с учителем-дефектологом (логопедом) осуществляется в соответствии с Положением о пункте коррекционно-педагогической помощи и на основании следующих документов:
- заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР);
- заявление законного представителя ребёнка.
Занятия в ПКПП начинаются с 16 сентября.
В настоящее время на полках книжных магазинов представлено большое количество популярной литературы по развитию речи и коррекции речевых недостатков. Чтобы помочь заботливым родителям сориентироваться в таком многообразии, мы рекомендуем книги и пособия, созданные специалистами для домашних занятий с ребёнком.
Рекомендованная литература для родителей:
- Анисимова Т.Б. Подготовка детей к школе. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
- Большаков С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Зарин А.А, Тулина Л.Л. Рисуем по клеткам. – СПб.: КАРО, 2007.
- Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Энциклопедия логопедических игр. СПб.: КАРО, 2004.
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. – СПб.: ЛИТЕРА, 2005.
- Кирьянова Р.А. Игры со словами для развития речи. – СПб.: КАРО, 2010.
В заключение необходимо добавить самое главное: внимательно относитесь к своей собственной речи, старайтесь как можно больше разговаривать с ребёнком и проводить с ним время, окружая его грамотным речевым общением и своим вниманием. Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребёнка в школе.
Успехов вам на пути к школьной жизни!